Урок игры на фортепиано № 2
Звук. Обертоны. Аккорд-Трезвучие. Арпеджио.
На примере фрагмента песни Р. Паулса «Миллион алых роз».
На втором уроке мы познакомимся с аккордами и с тем, как их использовать для аккомпанемента уже известной с первого урока нашего курса фрагмента песни Раймонда Паулса "Миллион алых роз". Кроме того, мы научимся играть арпеджио и применять их в качестве арпеджированного аккомпанемента для мелодии "Миллион алых роз".
I. Основной раздел
II. Сопутствующие уроку сведения
1. Струна колеблется не только всей своей длиной (при этом звучит основной тон), но и своими частями (половинками, третями, четвертями и т.д.), добавляя к основному тону призвуки – обертоны.
Рис. № 1. Основной тон и обертоны.
2. Трезвучие – это аккорд из 3-х звуков, расположенных по терциям. Естественным образом оно сложилось на 3, 4 и 5 обертонах.
Рис. №2. Обертоны. Интервалы. Трезвучие.
Аппликатура для игры трезвучий: левая рука - 5-3-1, правая рука - 1-3-5. Нумерацию пальцев см. в уроке № 1.
3. Аккомпанемент БАС + АККОРД.
Рис. № 3.
Этот вид аккомпанемента можно использовать для сопровождения мелодии «Миллион алых роз», добавив к уже известным нам с прошлого урока басовым нотам соответствующие им аккорды-трезвучия (см. рис. №4).
Рис. № 4. Слова песни с басами и аккордами.
Примечание: Аккорд МИ играть с черной клавишей в центре трезвучия.
4. Арпеджио - это последовательное движение по звукам аккорда.
Рис. № 5. Арпеджио из 6-ти звуков для 2-х рук.
Играть, чередуя руки, в разных направлениях и от разных белых клавиш.
5. Аккомпанемент АРПЕДЖИО по первым 5-ти обертонам (для 2-х рук).
Рис. № 6.
Играть в качестве еще одного вида аккомпанемента для песни «Миллион алых роз» снизу вверх и обратно, меняя арпеджио согласно гармонии (Рис. № 4).
6. Комбинированный вариант аккомпанемента - совмещение двух видов аккомпанемента (бас+аккорд и арпеджио из 5-ти звуков) (см. видеоурок, 14 мин).
7. Арпеджио по первым 4-м обертонам.
Рис. № 7.
Аппликатура для левой руки.
III. Домашнее задание
1. Погружаться в аккорд (правильной аппликатурой!) и переносить его в разные части клавиатуры одной рукой (правой, левой) и чередуя руки (левая - правая).
2. Играть аккомпанемент БАС + АККОРД как двумя руками (бас – левая, аккорд - правая), так и одной левой (бас – 5 палец, аккорд – согласно аппликатуре для трезвучия, но можно и так: 4-2-1). При смене гармонии ориентироваться на рис. № 4.
3. Добавить к п.2 пение (если аккомпанемент двумя руками) и игру правой рукой мелодии (если аккомпанемент одной левой рукой).
4. Играть арпеджио из 5-ти звуков (рис № 6) двумя руками в прямом и обратном движении от любой белой клавиши. Использовать как аккомпанемент к пению. При смене гармонии ориентироваться на рис. № 4.
5. Совместить навыки п.п. 2, 3 и 4 для создания сложного вида аккомпанемента: БАС + АККОРД + АРПЕДЖИО из 5-ти звуков. Использовать как при пении, так и при игре правой рукой мелодии (см. видео, 14 мин).
6. Играть 6-ти звучные арпеджио, чередуя руки, в разных направлениях и от разных белых клавиш (рис. № 5). Сочинить на этой основе собственную небольшую пьесу.
7. Научить левую руку играть арпеджио по первым 4-м обертонам от ВСЕХ белых клавиш (рис. № 7). При игре от МИ последняя клавиша будет ЧЕРНОЙ. Довести этот прием до шаблона.
перейти к оглавлению курса
Комментарии
У меня не получается играть левой рукой аккорд и бас, я играю мелодию правой, но либо с опазданием аккорд жму, либо мелодию останавливаю, как быть?
Для AndrewHikky. Играйте в более медленном темпе, чтобы получалось играть без ошибок. Со временем темп увеличится. Если постоянно играть с ошибками, то они заучатся. Поэтому снижайте темп.