Главная Материалы Выбор пианино: цифровое или акустическое?

Выбор пианино: цифровое или акустическое?

Введение

Пожалуй первое, с чем сталкивается человек, решивший научиться играть (научить свое чадо) на пианино – это выбор инструмента. Причем это не только марка и цвет, это прежде всего вид инструмента: акустическое либо цифровое пианино.

1. Цифра или акустика

Теперь нужно понять, какой инструмент вам нужен, цифровой или акустический.

О чем разговор, разумеется, хорошее и правильно настроенное настоящее пианино звучит лучше. Только весь вопрос в том и состоит, можете ли вы себе позволить иметь и содержать действительно хорошее пианино. И не только в материальном плане. Если у вас зимой рассыхается паркет, боюсь, в голосе акустического инструмента будет отчетливо сквозить недовольство.
 
Есть еще один аспект, где "цифра” дает исключительное преимущество, и я вовсе не о весе и габаритах. Возможность регулировки громкости вплоть до полного отключения звука не оставляет традиционному инструменту ни одного шанса в условиях современных панельных домов. "Повторение - мать учения” - этот лозунг возведен в ранг абсолюта при обучении игре на пианино. Вы пока можете не знать, что такое "гаммы”, но будьте абсолютно уверены - выносить их длительное время дано далеко не каждому слушателю.  
 
Справедливости ради необходимо отметить, что те, кто считает цифровое пианино абсолютно бесшумным, тоже ошибаются. Даже при отключенных динамиках сами клавиши достаточно ощутимо постукивают - механика есть механика. И иногда даже бывает, что соседям снизу этот стук в ночное время мешает. Конечно, такой звук не идет ни в какое сравнение с обычным пианино, но тем не менее такие случаи встречаются. 
Если вы не согласны мириться с компромиссами в звучании, готовы ради этого заниматься обслуживанием инструмента и имеете совесть (или соседей, способных пробудить ее в любом) - ищите пианино с модератором - устройством, позволяющим приглушить звук. Отличительным признаком, как правило, является третья (средняя) педаль. Она  сдвигается влево и там фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань. Если вы к тому же располагаете средствами, могу порекомендовать отличный вариант - на пианино "Бехштейн” помимо модератора опционально может быть установлена электронная система VARIO, превращающая классический инструмент в цифровой. Цена вопроса - от 400.000 рублей (www.c-bechstein.ru/pianino-bechstein-academy).
 
Еще одно соображение - нередко акустическое пианино настраивают на полтона и даже на тон ниже, чем положено, для того, чтобы оно дольше держало строй (или вообще держало).  А потом люди ходят по музыкальным магазинам и удивляются, почему это все цифровые пианино настроены неправильно.
Кроме того, цифровое пианино обладает, как правило, дополнительными возможностями, которые по определению отсутствуют на акустических инструментах. Прежде всего, это возможность записи-воспроизведения собственной игры. Даже если вас не волнует проблема увековечивания своего исполнения, возможность взглянуть на него со стороны чрезвычайно полезна для контроля за собственными огрехами. Конечно, можно возразить, что запись можно сделать и с помощью традиционной аудиотехники, однако практика показывает, что организационно-технические сложности этого процесса (не говоря уже о качестве результата) в подавляющем большинстве случаев исключают его из повседневной практики. Часто присутствуют также различные полезные мелочи вроде встроенного метронома, транспонирования и разделения клавиатуры на две зоны для игры различными инструментами или в четыре руки. 

Ну, и поиграть различными не-фортепианными тембрами типа органа или клавесина тоже часто бывает очень приятно.
Многих волнует принципиальный вопрос - а можно ли вообще ребенку, который учится в детской музыкальной школе, заниматься на цифровом пианино? Ведь некоторые преподаватели отвечают на него категорическим "нет”.
На мой взгляд, такая позиция чаще всего является следствием недостаточного знакомства с предметом неприятия. Сплошь и рядом бывает, что о цифровых пианино судят по дешевым синтезаторам, большинство из которых также имеет рояльные тембры. Заниматься на таких аппаратах (по крайней мере, предполагая играть на классическом пианино), действительно, очень вредно. И принципиальное отличие здесь - в клавиатуре: синтезаторная механика имеет совершенно другую конструкцию с абсолютно иными тактильными ощущениями.
А вот инструменты, позиционируемые именно как пианино, снабжены тяжелой, "рояльной” клавиатурой, имитирующей молоточковый механизм акустического фортепиано. И заниматься на них можно безо всякого ущерба.
Более того, многие отмечают, что цифровое пианино более требовательно и на нем лучше слышны недочеты исполнения, так что в определенном смысле именно для обучения оно даже предпочтительнее. 
 
Я полагаю, что цифровое пианино среднего уровня стоимостью от 50 тысяч рублей вполне достаточно для обучения в детской музыкальной школе. Если вы не можете себе позволить такого - не расстраивайтесь, на первых порах можно использовать и гораздо более дешевый инструмент.  Конечно, через какое-то время его возможностей будет уже не хватать, и придется думать о замене. Но ведь случается, что дети бросают занятия очень быстро. Если для вас указанная сумма не является слишком большой жертвой - не сомневайтесь, покупайте сразу хорошее.
 
В этом деле есть одно важное исключение. Если в ребенке обнаружились задатки великого пианиста, заниматься на цифровом фортепиано ему, конечно, не стоит. Но ему не стоит также заниматься и на подавляющем большинстве акустических инструментов, встречающихся в реальной жизни, вот о чем не следует забывать!
 
На мой взгляд, плохо настроенное акустическое пианино портит слух сильнее, чем  электронное, а разбитая "настоящая” клавиатура вредит рукам больше, чем механика приличной "цифры”.
 
Некоторые люди опасаются, что привыкнув к цифровому пианино, ребенок будет испытывать трудности при адаптации к обычному. Однако следует учесть, что акустические инструменты также бывают очень разными и зачастую отличаются  между  собой больше, чем в сравнении с цифровыми.
Достаточно распространено мнение, что цифровое пианино - это всего лишь имитация акустического инструмента, звучанию которой никогда не достичь уровня оригинала. И это, безусловно, чистая правда. Только вопрос - а какого оригинала? А такого, к которому обычных людей не подпустят и на пушечный выстрел. Не только как исполнителей, но  даже как слушателей. Для цифрового клонирования выбирают не просто лучшие модели, а самые  великолепные, эталонные экземпляры, которые хранятся в стерильных условиях и настраиваются  исключительно выдающимися мастерами. Так что нам, обыкновенным людям, иметь имитацию элитного, идеально настроенного "Стейнвея” гораздо предпочтительнее, чем раздолбанную "Зарю”.
Часто поклонники акустики говорят, что вместо цифрового пианино гораздо более целесообразно приобрести подержанное обычное, причем совсем недорого, сплошь и рядом "за самовывоз”. 
 
Что же выбираю я вы узнаете в конце раздела, а пока резюмируем:
 
1) Если вы решили выбрать акустический инструмент, то: 
 
плюсы:
- звук (какие бы дифирамбы мы не пели цифровым инструментам этот пунк не вызывает сомнений);  
- стоит дешевле схожего по качеству цифрового пианино (цены на советские инструменты стартуют от "даром", в приличном состоянии немецкие или чешские пианино стоят порядка 20-40 тыс. рублей)
- очень прочное и надежное (как ни странно, но при наличии маленьких детей крайне актуально, так как проверенную веками конструкцию пианино детям точно не сломать, а вот сохранность цифрового инструмента не гарантируется); 
- "правильная" работа педалей (что не говори, но ни одно цифровое пианино не может предложить педалирование, полностью адекватное акустическому инструменту).

минусы:
- громкость, занятия в вечернее и ночное время затруднительны (даже с модератором)
- необходимость регулярной настройки (тут затраты на настройку вполне могут быть уравновешенны затратами на электроэнергию в случае выбора цифрового пианино);
- вес инструмента и габариты.
 
Тем, кто все-таки решился идти по пути приобретения подержанного акустического пианино, первым делом нужно найти хорошего мастера/настройщика пианино и только вместе с ним выбирать подходящий инструмент. Из-за недолговечности отечественных акустических инструментов предлагаю Вам не тратить время на просмотр инструментов, продаваемых за символическую плату (это завуалированная просьба владельца пианино оплатить работу грузчиков и выбросить пианино на помойку за ваш счет), а сразу ориентироваться как минимум на немецкие или чешские марки (например, Petrof, Zimmerman, Ronisch и т.д.). Подержанные инструменты в диапазоне 20-40 тыс. рублей, выбранные с настройщиком, точно вас не огорчат ни своим качеством, ни звуком, да и внешний вид у них как правило хороший.
 
2) Если вы решили выбрать цифровой инструмент, то: 
 
плюсы:
- может быть компактным (вы можете выбрать как переносной, так и полнокорпусный вариант);
- регулируемая громкость;
- иметь дополнительные функции (другие тембры, запись и т.д.).
 
минусы:
- звук не дотягивает до акустики;
- стоимость.
 
Конечно, всегда есть место компромиссам, так что существует еще и 3 вариант:
 
3) Купить подержанное пианино и недорогое цифровое пианино.
Как ни странно, но данному варианту следуют многие как начинающие, так и опытные пианисты. Данный вариант не несет никаких минусов. По затратной части вариант вполне сопоставим с приобретением хорошего цифрового пианино (можно вписаться в диапазон от 40 до 80 тыс. рублей).
Что касается лично моего выбора, то я пришел именно к третьему варианту, испробовав вначале по отдельности два первых варианта. При таком подходе цифровое пианино – это клавиатурный тренажер для занятий ранним утром или поздно вечером, а акустический инструмент – возможность поиграть «в кайф».
Если с акустическими инструментами ситуация прояснилась, то по выбору цифровых инструментов вопросов меньше не стало. Дальнейшее повествование посвящено исключительно цифровым инструментам…

2. Муки выбора цифрового пианино

Самое главное - никогда не выбирайте инструмент по техническим характеристикам! И по чужим отзывам - тоже (включая этот). На вкус и цвет, сами понимаете… Рассмотрение различных моделей и сбор в конференциях мнений о них - совершенно необходимо, но абсолютно недостаточно. Это только первый, подготовительный этап. И не обращайте внимания на громкие заявления производителей о "клавиатуре, абсолютно аутентичной акустическим инструментам” и "великолепных рояльных тембрах” - все это обычный рекламный треп. Для начала определитесь, сколько вы можете потратить на покупку. К сожалению, приличное цифровое пианино - это недешевое удовольствие. Здесь самое главное - уметь вовремя остановиться. Затем решите, какие из многочисленных "функций” вам действительно необходимы, поскольку очень часто в рамках одного ценового диапазона они вступают в непримиримый конфликт с качеством звучания. Ничего бесплатного в этой жизни не бывает, и потом, маркетологам тоже нужно оправдывать свое существование. Так что, покупатель, будь бдителен! Голосуй (рублем) или проиграешь!

 

3. Цена и качество

Если с ценой все понятно, то качество, не говоря уже о соотношении цена/качество, вещи совершенно умозрительные. Кому-то недостает прозрачности в ламповых усилителях, а кто-то "тащится” от бумбокса. И здесь советовать просто нечего, без личного впечатления не обойтись.
 
Особенно тяжело определиться с инструментом для начинающих. С одной стороны, покупать дорогой инструмент, когда еще непонятно, увлечет ли музицирование ребенка, не очень хочется. С другой стороны, чем лучше пианино, тем больше шансов, что именно увлечет. Критерий здесь только один, но он, к несчастью, не может быть выражен точно в общепринятых единицах - за инструмент должно быть просто приятно сесть. Но даже для целей начального обучения есть определенный порог, ниже которого опускаться уже не стоит. Это полноразмерная (88-keys, full size) клавиатура и полновзвешенная (full-weighted) молоточковая механика. Переучиваться часто бывает труднее, чем начинать "с нуля”.
 
Только не забывайте, что покупка нового пианино в любом случае влетит вам в копеечку, и мозолить глаза (или ласкать взор) оно будет потом долгие годы. Довольно часто небольшое увеличение стоимости позволяет перейти в другую категорию качества, а замена инструмента при росте запросов обойдется значительно дороже.
 
Очень существенного сокращения расходов и совершенно без потери качества можно достичь с помощью использования персонального компьютера - об этом в разделе "Цифра vs мегацифра”.
 
Какие у нас еще имеются статьи экономии? Их две.
 
Во-первых - на имени бренда. Часто менее "раскрученные” компании предлагают как будто то же самое, но изрядно дешевле. На мой взгляд, брать продукцию малоизвестных (в данной области) производителей можно только тогда, когда есть возможность составить свое собственное, обоснованное мнение. В противном случае высокая вероятность возникновения каких-либо проблем перекрывает потенциальную выгоду.
Во-вторых - покупая инструмент у "серых” импортеров. Как их найти? Да проще простого! Идете на официальные сайты крупных производителей и открываете разделы "Где купить”. Часто там присутствует информация, у кого они НЕ рекомендуют приобретать оборудование. Вам как раз сюда. За счет чего, собственно, дискаунт? Из-за сокращения издержек на гарантию, и, возможно, меньших аппетитов поставщиков. Если последнее можно только приветствовать, то первое - палка о двух концах, как повезет. Некоторых людей волнует вопрос - а не всучат ли мне в таком интернет-магазине подделку или некондицию? Насчет первого могу успокоить - науке факты подделки цифровых пианино пока неизвестны. Хотя недавно и промелькнула информация о появившихся подделках инструментов Casio и Yamaha, опубликована она как раз на сайте "серого” импортера. Ну, а брак бывает везде, не отдавайте денег, пока не проверите аппарат.
 
Играть ли в эти игры - каждый выбирает сам. Я решил воздержаться. С другой стороны, если такие "маленькие хитрости” дадут вам возможность приобрести инструмент, который рвет душу, а, в противном случае, недоступен, почему бы и не рискнуть? Не говоря уже о том, что у "серых” импортеров можно приобрести модели, которые вообще не поставляются в Россию по официальным каналам.
 

4. Подготовка

С чего же начать расследование? Само собой, с Интернета.
Больше всего полезной информации можно почерпнуть на форуме IXBT.com. Вполне возможно, кто-то предпочтет другие источники - yandex вместе с rambler им в обе руки.
Имеющиеся в настоящее время на рынке модели можно посмотреть в любом он-лайновом магазине, наберите хотя бы pianino.ru. Надо же, есть и такой сайт, кто бы мог подумать…
Итак, с тем, что нам не нужно, мы разобрались. Теперь дело осталось за малым – выбрать то, что нужно. Так сказать, отсечь все лишнее.
 
Резюме на данном этапе: необходимо цифровое пианино с клавиатурой и звучанием, максимально приближенным к акустическому. В рамках бюджета, естественно.
 
И какая же модель принесет искомое?
 
Начнем сначала – корпус. Чего уж тут хитрить, корпус - он или есть, или его нет. Помимо чистой эстетики, подумайте, что где-то нужно разместить педали. Выбираю напольный вариант – все-таки пианино должно быть пианиной. Кроме того, компактный агрегат тоже нужно куда-то поставить. Если это будет стационарная стойка, то за что боролись? По ширине (а это, на мой взгляд, определяющий параметр с точки зрения расстановки мебели) компактные модели отличаются от напольных весьма незначительно. А если его придется каждый раз доставать с антресолей, что это за игра? Не стоит создавать себе психологический барьер лишний раз сесть за инструмент.
 
Только обратите внимание на следующий момент. Ряд инструментов выпускается в "мелком” исполнении - фактически это те же компактные модели с прикрученной стойкой и стационарными педалями. Так вот, довольно многим людям они неудобны - упираются колени. Даже если задняя стенка не сплошная и ноги помещаются, все равно  получается, что педали смещены вперёд по сравнению с традиционными пианино.
Теперь клавиши. Вопрос с количеством даже не обсуждается – их должно быть ровно 88, ни больше, ни меньше. Размер тоже имеет значение - только как на "акустике”. C реалистичностью все обстоит несколько сложнее. Конечно, клавиатура должна быть чувствительной к силе удара и как можно точнее имитировать молоточковый механизм настоящего фортепиано. В том числе, так называемую "градацию веса” (или "градиент жесткости”) - у реальных инструментов клавиши на нижних октавах немного тяжелее.
 
Возникает законный вопрос - а зачем все это? Почему сейчас, в 21 веке, мы должны гоняться за мельчайшими особенностями поведения инструментов, разработанных неизвестно когда? Ответ заключается в самом названии класса - "цифровое пианино”. Вполне можно и не гоняться, но тогда это будет уже несколько иной инструмент - синтезатор. А мне нужно именно пианино, со всеми присущими ему достоинствами и недостатками.
Ведущие производители имеют свои "фирменные” названия клавиатурной механики - GH3 у Yamaha, PHA II у Roland, RH3 у Korg. Как видите, во всех аббревиатурах присутствует ключевое слово "Hammer”. И это отнюдь не тот здоровенный автомобиль, который так любят зажиточные россияне.
Многие компании имеют упрощенные варианты клавиатуры: в Roland RP-101 используется механизм PHA alpha II, на младших моделях Yamaha CLP-220/320, на клавиновах ARIUS YDP-160 и настольных пианино P-140/P-155 установлена механика GH/GHE (Graded Hammer/Graded Hammer Effect, есть мнение, что это одно и то же). Начальные модели Ямахи оснащаются еще более удешевленной клавиатурой - GHS (Graded Hammer Standard).
Только учтите, что даже внутри одного семейства тактильные ощущения на различных моделях могут быть несколько разными.
С синтезатором звука ситуация еще более запутанная. Форумы полны не всегда достоверной информации о том, сколько клавиш и в скольких слоях оцифровывает та или иная компания и какие акустические инструменты при этом использовались. А уж красивые названия фирменных звуковых процессоров мало чего дают неискушенному в технологических изысках потребителю (боюсь, что и искушенному почти то же самое). Плюс масса различных нюансов типа имитации струнного резонанса, реверберации корпуса и даже моделирования открытой крышки рояля.
Впрочем, качественная картина, на мой взгляд, не так уж и сложна – чем "честнее” оцифровка, то есть чем больше используется памяти, тем лучше. А чем больше синтеза, тем, соответственно, хуже. Так вот, как раз объема установленной в той или иной модели памяти я нигде в технических спецификациях не встречал.
 
На мой слух, судя по звуку, в изделиях компании Casio применяется куда больший процент синтеза, чем у тех же Yamaha и Roland. На этом пока и успокоимся.
 
И последний элемент – это выходной звуковой тракт в виде усилителя и динамиков. Понятно, что, в разумных пределах, чем больший у усилителя запас по мощности, тем лучше. И чем больше частотных полос у акустической системы, тем, соответственно, тоже. В принципе, можете сравнить эти характеристики цифрового пианино с соответствующими параметрами музыкальных Hi-Fi компонент. На большинстве моделей начального уровня устанавливают 6-8-ваттный усилитель. Мне кажется, это несколько слабовато.
 
Наверное, ни одна техническая характеристика не вызывает столько дебатов, как размер полифонии. От него напрямую зависит, сколько звуков одновременно может воспроизвести цифровое пианино. В большинстве современных моделей максимальная полифония составляет 128 голосов и более, и этого, по мнению абсолютного большинства, вполне достаточно. Однако ряд имеющихся сейчас в продаже инструментов имеет меньший размер полифонии, чаще всего - около 64. Достаточно многие считают, что в этом случае при исполнении технически сложных вещей с интенсивным использованием педали вполне вероятно "проглатывание” некоторых звуков.
 
Честно говоря, сам я не придерживаюсь мнения, что максимальный размер полифонии является определяющим фактором при выборе цифрового пианино. Во-первых, при нехватке ячеек полифонии прерываются самые старые ноты, уже затухающие, которые к тому же "забиваются” звуками, извлеченными позднее. Сомневаюсь, что большинство из нас услышит, например, пропадание призвука удара молоточка клавиши, нажатой несколько тактов назад. Во-вторых, помимо чисто количества каналов воспроизведения, большое значение имеет эффективность их использования. Чем сложнее и реалистичнее модель звукоизвлечения (имитация струнного резонанса, призвуков отпускания клавиш и т.д.), тем больше требуется голосов полифонии. В третьих, "глотание” звуков может быть вызвано причинами, не имеющими никакого отношения к полифонии. В параллельной цифровой системе может быть множество узких мест, зависящих от конкретной архитектуры - контроллер клавиатуры, различные буфера и конвейеры, да мало ли что еще. Я не удивлюсь, если окажется, что определенный 128-голосый аппарат в каких-то ситуациях захлебнется раньше, чем  другой, 64-голосый.
 
Давайте, тем не менее, все же разберемся в использовании каналов полифонии. Во-первых, многие тембры требуют задействования нескольких голосов (например, тембр GrandPiano на Korg SP-250 потребляет 2 голоса, на Korg C-540 - 4 голоса). Во-вторых, дополнительные голоса требуются для различных эффектов (например, на Korg SP-250 реверберация занимает 10 голосов, хорус - 3 голоса). Многие считают, что одна нота цифрового пианино может выдать только один звук, однако это не так. Если по клавише ударить сначала сильно, а потом слабо, то мы одновременно услышим два звука, то есть последовательные нажатия даже одной клавиши потребляют дополнительные каналы полифонии. Активное использование педали также увеличивает потребность в голосах (опосредованно, за счет большей длительности звучания нот). Ну и, естественно, одновременное звучание нескольких инструментов - тоже.
 
Таким образом, точное значение необходимой полифонии вычислить затруднительно, начиная с того, что большинство производителей вообще не публикует данные по ее использованию. Так какова же вероятность нарваться на неприятности? Тоже ответить сложно, все зависит от того, кто и что играет. Полагаю, что начинающих этот вопрос не должен беспокоить. Для продвинутых же исполнителей все можно решить опытным путем - включите все эффекты и садитесь играть что-нибудь бодренькое в четыре руки.
 
Еще один широко обсуждаемый технический аспект - количество уровней семплирования. Технология динамического семплирования создана для достижения большей реалистичности звучания за счет отдельной оцифровки сильных и слабых ударов клавиш. Количество таких слоев варьируется от 3-5 в цифровых пианино до 10-12 в гигабайтных виртуальных инструментах.
 
Но, как и многое в этой жизни, динамическое семплирование имеет оборотную сторону - некоторые начинают "слышать” переходы между слоями. Чего здесь больше - реальной подоплеки или самовнушения, сказать достаточно сложно. По крайней мере, подавляющее большинство претензий такого рода предъявляются к пианино Yamaha, которая активно рекламирует указанную технологию.
 
Ряд компаний, например, Roland, вообще не публикует информацию о количестве уровней семплирования в своих изделиях (хотя и использует аналогичный подход), и никаких нареканий не имеет. Да та же Yamaha производит одновременно и достаточно дорогие однослойные цифровые рояли, и дешевые многослойные пианино начального уровня. Короче, мне кажется, что в настоящее время обращать внимание на эту характеристику не следует.
Невозможно оставить без внимания и количество сенсоров клавиатурной механики. Здесь картина приблизительно такая же - большинство производителей не отражает эту характеристику в спецификациях, Yamaha ее активно рекламирует, а Casio в последнее время под шумок сделала все модели Privia и Celviano трехсенсорными. Так нужен этот самый злополучный третий контакт или нет? И что делать, если число сенсоров неизвестно? Ответ поразительно однообразен - вместо того, чтобы считать в мануалах контакты, нужно просто потрогать клавиатуру инструмента. Если репетиция
полунажатой клавиши звучит - значит, все в порядке, если нет - не спасут никакие паспортные характеристики.
 
Завершая этот краткий технический обзор, хочу сказать, что здесь нет никакого противоречия с предыдущим высказыванием о том, что покупать стоит музыкальный инструмент, а не "спецификации”. Характеристики обязательно нужно учитывать, главное - этим не увлекаться, а уж тем более не обольщаться.
 
Конечно, как-то оценить звучание можно и не выходя из дома - на сайте www.youtube.com вы найдете демонстрационные ролики практически любого цифрового пианино. Правда, на ваше восприятие будут сильно влиять, помимо самого инструмента, также качество записи, репертуар и мастерство исполнителя. Да и тактильные ощущения демо-запись передать не может.
 
Может показаться странным, что, настойчиво призывая провести серьезную предварительную подготовку, я упомянул этот замечательный ресурс только здесь и то вскользь. На то есть свои причины. Вероятно, если вы хотите купить недорогой синтезатор, youtube и позволит составить адекватное мнение о той или иной модели. Но в случае выбора серьезного инструмента ситуация несколько иная. Мой собственный опыт свидетельствует, что впечатления, полученные на youtube и в магазине, отличаются кардинально. Таким образом, вы вполне можете сформировать у себя ложные представления, которые затруднят в дальнейшем процесс выбора. Так что неизвестно, чего больше от этого "Ютьюба” - пользы или вреда.
 
Еще один момент, который стоит учесть. Многие цифровые пианино имеют несколько рояльных тембров и далеко не факт, что именно вам больше всего понравится тот, который установлен по умолчанию. Иногда на сайте производителя можно найти аудио, демонстрирующее разные тембры, но это скорее исключение из правила. В любом случае набор тонов и способ активизации нужного описан в документации.
В общем, без личного визита, как это ни прискорбно, все же не обойтись.
 
А перед этим советую приобрести (если, конечно, их еще нет) хорошие наушники - умиротворяющей тишины в музыкальных салонах вы не найдете. Тем более, уверяю, что потом они все равно понадобятся. Учтите, что гнезда наушников в цифровых пианино, как правило, 6-миллиметровые, так что понадобится переходник.
 

5. Выбираем

 

Для целей натурных испытаний целесообразно "разделить” пианино несколько по-другому, чем это было сделано выше. На рынке имеется столько изделий, что перепробовать их все не представляется возможным. Кроме того, вы вполне можете не найти в магазинах все интересующие вас модели.
 
1. Клавиатура. Многие компании четко классифицируют механику своих изделий, что существенно упрощает нашу с вами задачу. Даже если не удается найти нужную модель, составить впечатление о тактильных ощущениях можно по другой, имеющей такую же клавиатуру. Остается только учесть некоторые нюансы типа отбоя (если речь идет о Roland) и материала покрытия клавиш.
 
2. Звуковой модуль, который объединяет генератор звука и предварительный усилитель. То есть это ровно то, что подается на линейный выход аппарата,  с которого все уважающие себя люди и делают демонстрационные аудио-записи. И практически это же вы услышите в наушниках. Если производитель выкладывает в качестве демок нескольких моделей один и тот же файл, то и через наушники вы почти наверняка услышите одно и то же.
 
3. Акустическое оформление, включающее в себя усилитель мощности и динамики. Этот аспект оценить в магазине, пожалуй, сложнее всего. Много отвлекающих факторов, шум, иная акустика помещения. Многократно замечено, что дома пианино звучит совершенно по-другому, чем в магазине. И если вы не услышали там разницы, это вовсе не означает, что ее нет. В принципе, вы можете довериться профессионализму производителей, которые обычно стараются, чтобы старшие модели звучали богаче.
 
В общем, мое личное впечатление, что если можешь себе позволить, выбирай Yamaha, Roland или Korg - что больше понравится. И только если бюджет никак не позволяет (ну, совсем-совсем), тогда вариант один - Casio. Уровень все-таки не тот. В связи с изложенным, не думаю, что дорогие модели Касио - это хороший выбор. В принципе. Да и средние по-хорошему надо было бы поподробнее сравнить с той же серией ARIUS YDP от Yamaha. А вот в нижнем ценовом диапазоне конкурентов у Casio просто нет.
 
В заключение могу дать несколько советов по процедуре выбора пианино в музыкальных салонах тем, кто занимается этим впервые.
Самое главное - забудьте на время обо всех технических характеристиках, про все эти слои семплирования, сенсоры и каналы полифонии. Оставьте "голову” дома, с собой возьмите только "уши”.
 
Обратите внимание на собственные паразитные звуки инструмента - шум усилителя (на середине и максимуме громкости, в наушниках и без), а также высокочастотный писк и низкочастотное гудение дросселей и трансформаторов. Выключите звук и послушайте, как стучат клавиши: разные производители и модели отличаются в этом смысле достаточно существенно.
 
Потрогайте клавиши - насколько они вибрируют при ударах и "люфтят” в горизонтальной плоскости. Проверьте, можно ли репетировать ноту без полного отпускания клавиши. При выборе конкретного экземпляра невредно пройтись по всей клавиатуре - нет ли "западаний” и явно выбивающихся из общего ряда звуков. Про черные клавиши тоже не забудьте.
 
Послушайте, насколько долго звучит нота, особенно при нажатой правой педали, насколько равномерно она затухает и нет ли в этом звучании неприятных призвуков.
Оцените звучание при собственной игре (если, конечно, умеете), а также "со стороны” (даже если умеете) - к вашим услугам консультанты, а также встроенные демонстрационные пьесы. Если незамысловатая мелодия берет за душу - значит, пианино хорошее; если не берет "Лунная соната” Бетховена - стало быть, не очень.
 
Попробуйте немного повозиться с настройками - заводские рассчитаны на среднестатистического пользователя, у вас вполне могут быть иные предпочтения. Прежде всего это касается выбора рояльного тембра, обычно также можно настроить яркость звучания, реверберацию и чувствительность клавиш.
 
Постарайтесь найти конкурирующие в вашем понимании модели в одном месте - очно сравнивать гораздо проще.
И не торопитесь. Нередко бывает, что даже искушенные пользователи, имеющие опыт обращения и с акустическими, и с цифровыми инструментами, в процессе нескольких заходов по магазинам меняют свое мнение о предпочтительности той или иной модели на противоположное. Решение должно созреть.
 

6. Классификация цифровых пианино (2012 год)

 

Безусловно, данная классификация отражает только субъективный взгляд на предмет, но, возможно, будет полезна другим для общей ориентировки в вопросе. Она намеренно сужена: я считаю, что для рядового пользователя слишком богатый выбор чаще всего не оправдан - и без того глаза разбегаются, а в голове каша. Опять же, какой смысл рассматривать экзотические модели, которые сложно достать и невозможно пощупать своими руками? А продукцию аутсайдеров рынка, на мой взгляд, имеет смысл покупать только тогда, когда есть возможность сравнить самому. В противном случае экономия на имени бренда вполне может "выйти боком”. Обычным людям гораздо удобнее и спокойнее иметь дело с "мейнстримом”. Если хочется чего-то большего - можете обратиться к классификации I-bobby на упомянутом форуме IXBT.
 
Современный рынок цифровых пианино очень плотен и вы получаете ровно то, за что заплатили, чудес не бывает. Но необходимо учитывать, что одними и теми же деньгами вы платите за корпус, звук, механику и "навороты”. Можете не сомневаться, что если при равной цене одно пианино имеет корпус красного дерева или автоаккомпанемент, цветной дисплей и подключение к Интернет, то звучание/клавиатура у него будет хуже. За что платить - решать только вам. Для себя я считаю значимыми первые три компоненты.
В общем, покупайте самое дорогое из того, что можете или готовы себе позволить (а может, даже чуть-чуть дороже), имея в виду соображения предыдущего абзаца. Думаю, не ошибетесь.
 
1. Дешевые пианино.
Это модели ценовой категории менее 30 тысяч рублей. Да, это довольно высокий порог, но, по моему мнению, ниже уже начинается один сплошной компромисс. Производителям приходится экономить буквально на каждой мелочи. Конечно, дешевое пианино - лучше, чем отсутствие всякого пианино, и, в крайнем случае, его вполне можно купить. Если ваши требования, несмотря на скромный бюджет, достаточно высоки, стоит подумать о компьютерном пианино на основе MIDI-клавиатуры. Впрочем, все перечисленные инструменты вполне могут быть использованы в качестве таковой, и даже далеко не всегда обойдутся дороже. И еще одно соображение - звучание любого недорогого инструмента можно существенно улучшить подключением внешней акустики. Если у вас нет системы Hi-Fi или хорошего музыкального центра - вполне подойдут активные стереофонические мультимедиа-колонки от 20 ватт на канал уровня SVEN SPS-700 или Microlab SOLO-1 (приблизительно от 1500 рублей). Можете поискать и что-нибудь получше, но особенно не увлекайтесь: если средства позволяют - целесообразнее купить пианино более высокого класса. В этой связи уточните наличие у аппарата линейного выхода. Даже если его нет - не беда, колонки можно подключить к разъему для наушников (только поставьте регулятор громкости пианино на минимум, чтобы ничего не спалить).
 
Модели - Casio CDP-100/200, PX-120/130/200/320/330, Yamaha P-85, Korg SP-170, Kurzweil Mark Pro ONEi S.
 
2. Пианино начального уровня.
Ценовая категория - 30-40 тысяч рублей.
 
Модели - Casio AP-45, AP-420, Yamaha YDP-140/141, Kurzweil Mark Pro ONEi SR. Козыри Yamaha и Kurzweil - классический корпус, стационарные педали, у Casio к этому добавляются мощный усилитель и двухполосная акустика.
 
3. Пианино промежуточного уровня.
Ценовая категория - 40-55 тысяч рублей. На мой взгляд, эти инструменты вполне пригодны для начального обучения игре на фортепиано.
 
Модели - Yamaha P-140, P-155, YDP-160/161, CLP-220/320, Korg SP-250, LP-350, Roland  EP-880, FP-4, Kurzweil Mark Pro TWOi SR, SP2XS, Kawai CL25/30/35/26/36, CN21/22/23.
 
4. Пианино среднего уровня.
Отсюда, на мой взгляд, начинается "что-то похожее на пианино”. И если есть хоть малейшая возможность, ниже опускаться не стоит. Ценовая категория - от 60 тысяч рублей.
 
Модели - Yamaha CLP-330/430, Roland HP-201, HP-302, HP-503, Korg C-320/340, SV-1.
Если "ну, никак”, но можете себе позволить несколько больше, чем предыдущая категория, обратите внимание на Roland RP-101/201/301.
 
5. Пианино выше среднего уровня.
Особо выделяю данную категорию, поскольку это "мой выбор”. Также я считаю указанные модели наилучшим сочетанием цена/качество (в смысле приближения к акустическим инструментам) и оптимальным вариантом для домашнего применения.
Сюда я причисляю Yamaha CLP-340/440, Roland HP-203, HP-305, HP-505 и Korg C-520/540.
 
6. Пианино высокого уровня и топ-модели.
Увы, эти варианты я серьезно не рассматривал по причине непомерной стоимости, а также весовой и габаритной характеристик. Покупка для дома оправдана, на мой взгляд, только в следующих случаях: некуда девать деньги, необходимо показать всем (и, в первую очередь, себе) неимоверную крутизну, действительно тонкий слух и по-настоящему музыкальные пальцы. Хотя, вполне вероятно, в последнем случае не хватит даже топов. За эти деньги можно уже купить очень приличную акустику. Впрочем, удобства цифровых пианино чисто в бытовом смысле тоже никто не отменял.
 

7. Упрощенный алгоритм выбора цифрового пианино

 

Я взял на себя смелость предложить данный алгоритм, поскольку очень часто, судя по конференциям, пользователи не имеют желания (возможности) провести самостоятельное очное сравнение и готовы положиться на мнение других. По-моему, это нерационально (слишком велика субъективная составляющая), но каждый имеет право на свою точку зрения. Спрашивали - отвечаем. Хотите - получайте.
 
Если вы не в силах прочитать пару страниц далее, то просто пройдите по следующей "магической цепочке” и остановитесь там, где сумеете договориться с "жабой”.
 
Yamaha CLP-340(440) / CLP-330(430) / CLP-320 / YDP-160(161) / P-155 / P-140 / Korg SP-250 / Yamaha YDP-140(141) / Casio PX-330  / Yamaha P-85 / Casio PX-130 / PX-120 / CDP-220 / CDP-120/ CDP-100.
 
Если вы настроены прогрузиться темой более глубоко - то дальнейшее повествование для вас :).
 
Вариант: 15-20 тысяч рублей
Casio CDP-100, Casio CDP-120.
 
Вариант: 20-25 тысяч рублей
Casio CDP-200, PX-120/130, PX-200, PX-320, Yamaha P-85.
 
Вариант: 25-35 тысяч рублей
Casio PX-330, YDP-S30/S31, Kurzweil Mark Pro ONEi S/TWOi S, Korg SP-170.
 
Вариант: 35-45 тысяч рублей
Casio AP-45, AP-420, Yamaha YDP-140/141, Korg SP-250, Kurzweil Mark Pro ONEi SR. Модели очень разные, лучше всего сравнить самим. Если нет никакой возможности - выбирайте по внешним признакам. Если вы озабочены постановкой рук - только Korg имеет "настоящую” рояльную механику (RH3). Если привлекает элегантный корпус, мощный звук и стационарные педали - покупайте Casio. По реалистичности звучания оно уступит другим моделям, но почувствуете ли вы это? А корпус - он и в Африке корпус, выглядит то же AP-45 на самом деле хорошо. Если вам вообще все фиолетово - берите Yamaha, все-таки эта компания - лидер рынка цифропиано.
 
Вариант: 45-55 тысяч рублей
Casio AP-620, Yamaha P-140, P-155, YDP-160/161, Korg LP-350, Kurzweil SP2XS, Mark Pro TWOi SR, Roland  EP-880, FP-4, Kawai CL25/30/35/26/36.
 
Вариант: 55-65 тысяч рублей
Yamaha CLP-320, Roland RP-101/201/301, Korg SV-1, Kawai ES6, CN21/22/23.
 
Вариант: 70-75 тысяч рублей
Yamaha CLP-330/430, Roland HP-201, HP-302, HP-503, Kurzweil Mark Pro 3i, Korg C-320/340, Kawai CN31/32/33.  Эти модели, несомненно, уже стоят того, чтобы их послушать и выбрать то, что понравится именно вам. Если не получается - берите Yamaha, механика GH3 мне понравилась больше других тем, что у нее самый тихий стук клавиш.
 
Вариант: 80-90 тысяч рублей
Yamaha CLP-340/440, Roland HP-203, HP-305, HP-505, Korg C-520/540. Еще больший, чем в предыдущем варианте, резон слушать самому. И те же соображения по механике.
 
Вариант: более 100 тысяч рублей
На мой взгляд, за такие деньги смотреть самим уже обязательно.
 
Совет: Выбрав базовую модель, посмотрите соседние, чуть более дорогие или дешевые. Может быть, сможете сколько-то сэкономить или же, наоборот, добавив немного, получить интересующие вас дополнительные возможности. Особенно это относится к нижним ценовым диапазонам.
Удачных покупок!
 
Материалы подготовлены при поддержке сайта http://boevkin.blogspot.com/2009/04/reference-manual-1.html
 
Выражаем признательность музыкальному магазину «Мир Музыки»
Количество просмотров: 100889

Комментарии

  • Совершенно несогласен с автором статьи. В реальном мире нет достаточной полнофункциональной альтернативы аккустическому инструменту, квалифицированному общим понятием фортепиано. Это рояль или пианино. Естественно в классическом, струнно - акккустическо - механическом понимании. Любой альтернативный электронный аналог - это инвалид, суррогат, принципиально и полностью лишенный базовых, главных органов естественного полноценного звукообразования, а звучащий за счет динамикоы. Но даже самые дорогие из них имеют практически неистребимые врожденные уродства электронных записывающе - воспроизводящих устройств - обрезанные частоты, порог чувствительности более грубый и примитивный даже на 3-х сенсорных девайсах, особенно посредственно моделируются процессы ревербации, наложения, интерференции, множественного резонанса в комплексе с откликом деки, прочих резонансных поверхностей. И не забывайте - это не скрипка, не гитара, где ограничено количество совместных звуков, здесь набор в 2 сотни струн, имеющих право возбуждаться практически одновременно в произвольных сочетаниях в комплексе с аккустической декой, плюс механика пианино. И электронный аналог обычно ширпотребного класса, основанный на воспроизведении ранее записанного на носитель звука, возможно и замечательного инструмента, но упрощенно - вот почти вся альтернатива. При этом разумеется еще и частоты режутся дважды. Неизбежно и обязательно. На записи, затем при воспроизведении. Плюс искажаются физически самими динамиками, корпусом этого электронного агрегата. И вишенка на торте - к остаткам выживших звуков клавиш, механики исходного инструмента плюсуется новый, паразитный звук эрзац - гаджета, кстати весьма недолговечного. Через год - два интенсивного обучения или игры механика на большинстве просто ушатана, зачастую в хлам и грохот. Получите - распишитесь. Картина маслом. Живой, настоящей музыкой здесь и не пахнет. Понятно, что в какой-то степени это ретушируется нашим незнанием, неведением натурального качественного звучания настоящих инструментов, невеликим музыкальным слухом большинства начинающих, различными ухищрениями технического характера, смягчающими наиболее кричащие недостатки электроники, но эти недостатки в обозримом будущем устранить невозможно в принципе и они никуда не денутся даже на новом гаджете. Не верите - проведите простой опыт - встаньте рядом с пианистом, включите свой сотовый на звукозапись и попросите что-то сыграть. Потом послушайте что записалось. Но самое криминальное - навязчиво рекомендовать такие макси-смартфоны для обучения детей. Когда достойное применение подобных девайсов - опытному пианисту повыпендриваться на заправке или в аэропорту, на шашлыках под открытым небом часок - другой, ну или на даче, чтобы за отпуск не отвыкнуть совсем и потому как дача зимой без печки и пианино в сырость не отправишь - быстро умрет, а возить туда - сюда идея так себе. Или расширить функционал фортепиано, добавив новые возможности аккомпанимента, композиции, синтеза. Но уж никак не учить ребенка основным базовым навыкам игры на доске. Кроме всего, поверьте, даже самый педантичный пианист никогда не сыграет одно и то же произведение дважды абсолютно одинаково. Всегда будут заметны им же или опытным ухом слушателя различия, интонации, настроение, а то и милые крохотные недочеты исполнения. Это все и есть искусство, живая музыка. А в электронной доске автоаккомпанимент и мертвый консервированный дребежжащщий звук абсолютно чужого далекого инструмента. Как из репродуктора... И по вопросу цен - не нужен для обучения дорогущий импортный инструмент от немцев - чехов позапрошлого века. Не обязательно покупать и новый дорогой, а дешевые делаются на сегодня совсем плохо. С этой работой вполне справляется ширпотреб советских времен, он кстати в большинстве совсем не плох по звучанию, чаще не настолько убит за пол-века плюс, что уж совсем никак, но, разумеется почти всегда требует ремонта при обретении. И отдается на задаром, только заберите плиз, и пока что массово. Стоит вывоз обычно 5-10 тыщ за погрузку с этажа 5+ без лифта, относительно умеренно за извоз и обычно от 5 до 20 тыщ за привести в настраиваемо - стабильно звучащее состояние. Правда, конечно желательно советоваться со специалистами, достойными доверия при выборе б/у, тут автор абсолютно прав. Внешне, разумеется это часто получается не особо презентабельно, но ребенок и полировка на мебели не сильно дружат по жизни как-то, тут отсутствие лоска не всегда беда. И потом, вам учиться играть или на понты? И кто знает, не забанит ли чадо идею предков о повальной нотной грамоте через год - два - три, чтобы уже вкладывать в антквариат...

    27 апреля 2023 , 15:20