Обучение детей игре на фортепиано. Причины трудностей.
Печально, но зачастую музыкальное образование ребенка сводится к четверостишию:
Я играю на гармошке,
Занимаюсь каждый день,
Потому, что рядом - папа,
А в руках его - ремень.
Музыкальное искусство весьма неординарно. С одной стороны, для успешного обучения ребёнку необходимы такие качества, как воображение, склонность к ассоциативному и образному мышлению, чувственность, проникновенность, чуткость. Такие "тонкие материи", как правило, даются детям - "гуманитариям".
Но, с другой стороны, огромная сложность фортепианных нот и теории предполагает наличие недюжинных умственных способностей и аналитического ума.
Если прибавить к этому необходимость найти "общий язык" с учителем, проявить к нему доверие, уважение и даже привязанность, то объединение такого количества объективных и субъективных факторов делает цель практически недосягаемой. И тут ребёнку помогут либо его собственные способности, либо талант педагога.
Талант же педагога заключается не только в том, каких личных высот достиг он сам в теоретическом или исполнительском фортепианном искусстве, а как он умеет раскрыть талант своего ученика, найти к нему подход, разглядеть его перспективы.
Необходимы не только доброта и терпение, но и знание психологии и физиологии детского и подросткового возраста. С одной стороны необходим багаж жизненного и педагогического опыта, а с другой - умение не преувеличивать дистанцию между собой и ребёнком, сохранять взаимно уважительные и доверительные отношения. При таком сочетании качеств педагога ЛЮБОЙ ребёнок будет более или менее успешен при обучении.
Комментарии